Оглавление
|
1
2 3
ДАЛЬШЕ
4
В 1921 году начался страшный
голод в Поволжье. Летом 1921 года Патриарх Тихон опубликовал
послание, которое называлось "Воззвание Патриарха Московского и всея
Руси Тихона о помощи голодающим". Это послание было прочитано
всенародно в храме Христа Спасителя. За ним последовали обращения
Патриарха Тихона к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому, к
американскому епископу с просьбой о скорой помощи голодающему
Поволжью. И эта помощь пришла. Была организована ассоциация под
названием ARA (American Relife Association), которая вместе с
другими международными организациями спасла очень много людей. И
несомненно, что голос Патриарха Тихона в этом деле сыграл огромную
роль, потому что именно к нему было больше всего доверия за
границей.
После обращения Патриарха Тихона к российской пастве, народам мира,
главам христианских церквей за границей о помощи голодающим Поволжья
в храмах России начались сборы пожертвований. Одновременно Патриарх
в письме от 22 августа 1921 г. предложил властям широкую программу
помощи голодающим, в том числе создание Церковного комитета в
составе духовенства и мирян для организации помощи. 19 февраля 1922
г. Патриарх Тихон обратился с воззванием, в котором предложил
собрать необходимые для голодающих средства "в объеме вещей, не
имеющих богослужебного употребления", и ЦК Помгола одобрил это
предложение. Однако уже 23 февраля 1922 г. был опубликован декрет об
изъятии церковных ценностей, принятый ВЦИК по инициативе
Л.Д.Троцкого и положивший начало ограблению православных храмов и
монастырей России. В декрете речь шла о сдаче государству всех
драгоценных предметов из золота, серебра и камней, включая
предназначенные для богослужения, запрещалась замена драгоценных
предметов, имеющих "богослужебное употребление" равноценным
количеством золота и серебра. В каждой губернии создавалась Комиссия
под председательством одного из членов ВЦИК, участие духовенства в
ее работе исключалось, Церковь была отстранена от организации сдачи
ценностей. Таким образом, добровольное пожертвование церковного
имущества было заменено декретом на насильственное изъятие. Контроль
со стороны духовенства был для большевиков совершенно неприемлем,
так как в это время из разных стран, которые откликнулись на призывы
Патриарха и других русских общественных деятелей, уже поступила
продовольственная помощь в достаточном количестве, и в привлечении
для этих целей церковных средств не было необходимости.
В письме к М. И. Калинину от 25 февраля 1922 г. Патриарх призвал
власть отказаться от столь неожиданного решения, чреватого
непредсказуемыми последствиями. Но попытки святителя Тихона
предотвратить неизбежный конфликт были интерпретированы как
стремление "черносотенного духовенства" защитить церковное добро.
Тогда Патриарх Тихон обнародовал свое послание от 28 февраля 1922
г., осудив декретированное изъятие как "акт святотатства".
В заявлении, опубликованном 15 марта 1922 г. в "Известиях ВЦИК",
Патриарх Тихон призывал Комиссию по изъятию при Помголе с "должной
осторожностью отнестись к ликвидации ценного имущества" и убеждал,
что у Церкви нет такого количества золота, которое надеялись изъять
В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий.
Постановления Политбюро ЦК, регламентирующие антицерковную политику
большевиков в описываемый период, принимались фактически под
диктовку Троцкого: и идейная разработка, и кадровые назначения,
также, как сама инициатива и "бешеная" энергия в ее осуществлении
вместе со стратегией и тактикой - все исходило от Льва Давыдовича,
поистине одержимого желанием отнять золото, расстрелять попов,
ограбить даже и самые бедные храмы. Одно за другим пишет он
руководящие письма, записки, тезисы, направляющие всю деятельность
Политбюро, ВЦИК, Ревтрибунала, НКЮ, всевозможных комиссий и т.п. Но
среди его писем от 11, 13, 22, 30 марта не менее, а скорее еще более
зловещим шедевром является теперь знаменитое, а тогда "строго
секретное" письмо Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г. о
сопротивлении изъятию в Шуе и политике в отношении Церкви. В целом
вторя Троцкому, Ленин, также одержимый мечтой награбить несколько
миллиардов золотых рублей, настаивает на том, что "именно теперь и
только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах
валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны)
провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной
энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно
сопротивления... Чем большее число представителей реакционного
духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу
расстрелять, тем лучше".
В этом письме определялись в целом программные цели партии в
отношениях с Церковью на ближайшие десятилетия: устранить институт
Церкви, ликвидировать сословие духовенства, найти золото для мировой
революции и укрепления пролетарского государства. На заседании
Политбюро ЦК 20 марта 1922 г. был одобрен практический план
проведения кампании ("17 тезисов" Л. Д. Троцкого), означавший
переход от имитации правовых, олицетворявшихся ВЦИКом, к откровенно
военным методам ведения кампании по изъятию.
24 марта 1922 г. "Известия" поместили передовицу, в которой в
жестком тоне заявлялось, что мирный период в кампании изъятия
ценностей закончен.
Массовое народное сопротивление повсюду было беспощадно подавлено.
Суды, открытые процессы над "церковниками", расстрелы прокатились по
всей России. Верховный Трибунал предписал ревтрибуналам
инкриминировать Патриарху Тихону, митрополиту Вениамину (Казанскому)
и другим церковным иерархам идейное руководство акциями народного
сопротивления.
В конце апреля-начале мая 1922 г., как ни старались большевики,
кампания по изъятию церковных ценностей не была завершена. Напротив,
ужесточались методы ее ведения. Проведенная "бешеная" кампания не
достигла поставленных Политбюро ЦК РКП(б) целей. Власти получили
примерно одну тысячную часть планируемого количества золота.
Собранные драгоценности составили лишь незначительную часть той
суммы, на которую рассчитывали, - всего немногим более 4,5 миллионов
золотых рублей, которые в основном были потрачены на проведение
самой кампании по изъятию. Но ущерб не укладывался ни в какие цифры.
Погибли святыни православия, национальные сокровища России.
Жесткая линия в отношении духовенства, санкционированная Политбюро
ЦК РКП(б), с рвением претворялась в жизнь ГПУ, в котором церковными
вопросами занималось VI отделение секретного отдела во главе с Е. А.
Тучковым. Чекисты, фальсифицируя действительность, возложили на
церковное руководство ответственность за волнения верующих и
кровавые столкновения. 28 марта 1922 г. Патриарха Тихона вызвали на
Лубянку и допросили. После этого его вызывали в ГПУ 31 марта, 8
апреля и 5 мая.
Все эти допросы не дали ожидаемого результата: осуждение Патриархом
Тихоном антиправительственных действий духовенства не состоялось. 6
мая 1922 г. Патриарх был заключен под домашний арест (официальное
постановление о домашнем аресте было подписано 31 мая 1922 г.). На
допросе 9 мая 1922 г. Патриарха ознакомили с приговором по
московскому процессу о привлечении его к судебной ответственности и
взяли подписку о невыезде.
К этому времени в результате усиленной работы ГПУ был подготовлен
обновленческий раскол. 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону,
находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье, явились три
священника, лидеры так называемой "Инициативной группы
прогрессивного духовенства". Они обвинили Патриарха в том, что его
линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных
приговоров и потребовали от Святителя Тихона оставить патриарший
престол. Прекрасно понимая, кем инициирован этот визит, не без
мучительных колебаний Патриар К этому времени в результате усиленной
работы ГПУ был подготовлен обновленческий раскол. 12 мая 1922 г. к
Патриарху Тихону, находившемуся под домашним арестом на Троицком
подворье, явились три священника, лидеры так называемой
"Инициативной группы прогрессивного духовенства". Они обвинили
Патриарха в том, что его линия управления Церковью стала причиной
вынесения смертных приговоров и потребовали от Святителя Тихона
оставить патриарший престол. Прекрасно понимая, кем инициирован этот
визит, не без мучительных колебаний Патриарх решился временно
поставить во главе церковного управления старейшего иерарха
митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), о чем
официально известил Председателя ВЦИК М. И. Калинина, но от престола
не отрекся. 18 мая члены "Инициативной группы" добились от Патриарха
Тихона согласия на передачу через них канцелярии митр. Агафангелу,
после чего объявили о создании в их лице нового Высшего Церковного
Управления (ВЦУ) Русской Церкви.
19 мая 1922 г. Патриарх Тихон был заточен в Донской монастырь в одну
из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами.
Теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось
совершать богослужение. Только раз в сутки его выпускали на прогулку
на огороженную площадку над воротами, напоминавшую большой балкон.
Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и
изымалась.
1
2 3
ДАЛЬШЕ
4 |