Оглавление
|
1
2
ДАЛЬШЕ
3
4
В новой епархии существовали
православные храмы и даже монастыри, но главная часть населения исповедовала
католическую веру. Архиепископ Тихон, как всегда, и здесь очень быстро завоевал
уважение, авторитет и любовь. Вскоре после его назначения началась война, и его
служение осложнилось многими новыми заботами. Ему пришлось думать о беженцах,
эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранялась и
чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, впоследствии им возвращенная в
Жировицкий монастырь. Бывал он и на фронте, даже был под обстрелом, за что был
награжден одним из высоких орденов.
|
|
Личные вещи
Патриарха Тихона.
Монашеский пояс Патриарха Тихона, плат и тапочки от честных мощей свт.
Тихона Задонского, небесного покровителя Патриарха.
Выставка "Молитва о воинстве" в Музее Храма Христа Спасителя, 2002г.
Предоставлено Музеем Свято-Данилова монастыря, Москва
|
В это время приходит очередь архиепископа Тихона
присутствовать в Святейшем Синоде. Его деятельность расширяется, он много
времени проводит в Москве, где его и застала Февральская революция 1917 года.
После революции обер-прокурором Святейшего Синода был назначен В.Н.Львов. Он
сместил с кафедр двух старших митрополитов Русской Церкви: митрополита
Московского Макария (Невского) и митрополита Санкт-Петербургского Питирима
(Окнова), затем вскоре распустил Синод, чтобы новый состав сделать для себя
более удобным. В числе опальных оказался и архиепископ Виленский Тихон, бывший в
это время членом Святейшего Синода. Желая привлечь к церковному управлению новых
людей, В. Н. Львов организовал выборы на освободившиеся Московскую и
Петербургскую кафедры, и еще в нескольких епархиях, которые возглавляли
неприемлемые с точки зрения реформаторов епископы.
Наступившая в это время невиданная в России свобода дала возможность свободных
выборов на Московскую и Петербургскую кафедры. Действительно, в древности в
Церкви епископов выбирал народ, но за многие века эта традиция была утрачена, и
епископы стали получать назначение от власти. Вдруг ставшие возможными выборы на
главные кафедры Русской Церкви были, конечно, небывалым событием и привлекали к
себе общее внимание.
И вот, в Москве епархиальный съезд московского духовенства и мирян стоит перед
задачей выборов нового московского архиепископа или митрополита. Этим выборам
предшествовала, конечно, молитва, совершавшаяся перед главной московской
святыней - Владимирской иконой Божией Матери. Одним из претендентов на это место
был всеми любимый замечательный церковный деятель Александр Дмитриевич Самарин,
потомок известного славянофила. Интересно, что его кандидатуру предложили в
кругу московской церковной интеллигенции будущий священник, а тогда философ,
Сергей Николаевич Булгаков и замечательный церковный деятель Михаил
Александрович Новоселов.
Выборы не оправдали надежд В. Н. Львова, кандидаты которого были отвергнуты
церковным народом. На Московскую кафедру 4 июля 1917 г. был избран уволенный
обер-прокурором из Синода архиепископ Виленский Тихон, на которого сразу же было
возложено бремя подготовки Поместного Собора и организации выборов его будущих
участников. Поместный собор в Русской Церкви не собирался более двухсот лет.
Можно сказать с уверенностью, что в русской истории не было Собора столь
соборного, представительного, ответственного и смелого, столь воодушевленного
живой верой и готового идти на подвиг, как Поместный Собор 1917-1918 г. Этот
Собор открылся в день Успения Божией Матери, по новому стилю 28 августа 1917
года. Почетным председателем Собора стал старейший митрополит Киевский Владимир,
а действующим председателем был избран святитель Тихон, возведенный за несколько
дней до этого в сан митрополита.
С самого начала работы Собора ощущалось тревожное время, тревожные приметы
будущих перемен. И на Соборе был поднят вопрос о реформе церковного управления:
было предложено возродить в Русской Церкви патриаршество. Против этого было
много возражений. Многие деятели Русской Церкви, привыкшие к синодальному
управлению, считали, что управление патриаршее подобно монархическому, оно
уничтожает коллегиальность и дает волю произволу одного человека - Патриарха,
считали, что это опасно и вредно. В это время монархия была свергнута, поэтому в
России возращение к такому личному возглавлению казалось непопулярным. Но после
многих заседаний и горячих дискуссий, где выступали замечательные деятели
Русской Церкви, замечательные мыслители, люди святой жизни, было решено избрать
Патриарха.
Голосованием выделили трех кандидатов, из которых Патриарх должен был избираться
посредством жребия. Первым кандидатом был известный богослов архиепископ Антоний
(Храповицкий). Вторым кандидатом стал один из старейших архиереев Русской
Православной Церкви архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). И только
третьим кандидатом был избран митрополит Московский Тихон.
5/18
ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя во время совершения Божественной
литургии перед Владимирской иконой Божией Матери, которая была специально
принесена из Успенского собора в Кремле, стоял запечатанный ковчег со жребиями.
После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул
жребий. Будущий священномученик митрополит Киевский Владимир огласил имя
избранного: "митрополит Тихон". В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы
в Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха
Тихона.
Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на
плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он
оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов
Собора участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и
чтил своего архипастыря. Патриарха Тихона часто приглашали служить в разные
храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город,
весь народ встречал его, так что в городе обычно прекращали работать на все
время его пребывания.
Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и
предстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта,
так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную,
и народную жизнь. В 1917 году, очень скоро после революции, в Петрограде был
убит большевиками о. Иоанн Кочуров, сподвижник Патриарха Тихона по американскому
служению. Патриарх очень тяжело пережил эту первую мученическую смерть. Затем, в
конце января 1918 года был расстрелян в Киеве митрополит Владимир, почетный
председатель Собора. В Петрограде начались прямые нападения на
Александро-Невскую Лавру.
Интересен рассказ о том, как в начале 1918 года, во время второй сессии Собора
Патриарх Тихон жил в доме Троицкого подворья. Однажды ему сообщили, что в
Петрограде собралась большая группа матросов, которая едет в Москву с целью
арестовать на Соборе Патриарха и увезти его в Петроград. Патриарх не обратил на
это никакого внимания. Через несколько дней ему сообщили, что из Петрограда
вышел поезд, в котором целый вагон занят матросами, собирающимися арестовать его
на Соборе. Келейнику, который вечером пришел предупредить Патриарха, что утром
матросы будут в Москве, Патриарх ответил: "Не мешайте мне спать". Затем он
отправился в свою спальню и крепко уснул. Наутро поступили сведения, что матросы
прибыли в Москву, стоят на Николаевском вокзале и могут днем явиться и
арестовать Патриарха. Предложили Патриарху перейти в здание семинарии, где жили
участники Собора. Но Патриарх Тихон с обычной для него невозмутимостью ответил,
что никуда он прятаться не будет и ничего не боится. Моряки не пришли. Они
просидели полдня на вокзале и потом уехали обратно в Петроград.
После этого Патриарха Тихона приглашают в Петроград - и он принимает
приглашение. Эта историческая поездка совершается в 1918 году. К моменту приезда
в Петроград Патриарха Тихона около вокзальной площади собрался весь город. Не
только вся площадь, но и все прилегающие улицы были заполнены толпами народа.
Характерно, что власти отказались предоставить Патриарху купе по его просьбе и
дали ему место в плацкартном вагоне. Но железнодорожные рабочие, вопреки этому
распоряжению, прицепили к поезду целый вагон и поместили в нем Патриарха Тихона
с сопровождающими лицами.
И вот, удивительно торжественная встреча в Петрограде. Патриарха встречают
митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), викарии Петроградской
епархии, множество духовенства; торжеству нет предела. Патриарх отправляется в
митрополичьи покои в Александро-Невскую Лавру. Совершается патриаршее служение в
Троицком храме в сослужении митрополита Вениамина и других епископов. Вся Лавра
заполнена людьми. После богослужения Патриарх благословляет народ с балкона
митрополичьего дома.
Патриарх Тихон в группе священнослужителей
Пребывание Патриарха Тихона в Петрограде
продолжалось примерно неделю. Он вернулся в Москву, увезя с собой навсегда
особенную любовь своей петроградской паствы и особенную преданность митрополита
Вениамина (Казанского).
Вскоре после обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской и
Почаевской Лавры Патриарх Тихон выпустил послание от 19 января 1918 г.,
известное, как «анафематствование Советской власти». Патриарх мужественно
исполнял свой пастырский долг, разъясняя народу смысл происходящего с церковной
точки зрения и предостерегая от участия в грехах и преступлениях, в которые
втягивали простой народ большевики. В послании Патриарх выступил против
разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью.
Указывая на "зверские избиения ни в чем не повинных людей", которые совершаются
"с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью", святитель Тихон
призывал творящих беззакония опомниться, прекратить кровавые расправы, и данной
ему от Бога властью запрещал тем из беззаконников, кто носил еще имя
христианское, приступать к Святым Тайнам Христовым. Отлучив от Церкви всех
"творящих беззакония", Патриарх призвал христиан не вступать в общение и союзы с
кем-либо из них. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных «безумцах» и
советская власть прямо не называлась, послание было воспринято как анафема
советской власти.
Осудив политику кровопролития и призвав к прекращению междоусобной брани,
Патриарх Тихон в ряде посланий 1918-1919 гг. отвергал участие Церкви в борьбе
против советской власти и звал к примирению, стремясь сохранить нейтралитет в
гражданской войне и окончательно определить позиции аполитичности Церкви. В
первую годовщину октябрьского переворота Патриарх Тихон обратился к Совету
Народных Комиссаров со словом "обличения и увещания". Указывая на нарушение всех
обещаний, данных народу до прихода к власти, Патриарх снова осудил кровавые
репрессии, особенно выделяя убийства ни в чем не повинных заложников. Для
достижения своих целей новые властители соблазнили "темный и невежественный
народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, отуманили его совесть и
заглушили в нем сознание греха". Святой Тихон отвергал обвинение в противлении
власти и добавлял: "Не наше дело судить о земной власти; всякая власть от Бога
допущенная привлекла бы наше благословение", если ее деятельность была бы
направлена на благо подчиненных. Заканчивалось обращение поистине пророческим
предупреждением, не употреблять власть на преследование ближних. "А иначе
взыщется от вас всякая кровь праведная, вами пролитая, и от меча погибнете вы
сами, взявшие меч". Патриарх призывал "верных чад Церкви" не к вооруженной
борьбе, а к покаянию и духовному, молитвенному подвигу: "противостаньте им силою
веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и
покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага".
Святейший Тихон умолял православный народ "не сходить с пути крестного,
ниспосланного Богом, на путь восхищения мирской силы", особо предостерегал чтобы
не позволяли увлечь себя страстию отмщения. Служителям Церкви Патриарх напоминал
что они "по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов"
и не участвовать в политических партиях и выступлениях.
Требование Патриарха не связывать Церковь ни с каким политическим движением, ни
с каким образом правления в условиях ожесточенной войны не смогло отвести угроз
в его адрес. Власти обвинили его в пособничестве белому движению и в
контрреволюционности.
Осенью 1918 г. во время разгула красного террора власти предприняли попытки
организовать кампанию против Патриарха Тихона в связи с делом главы английской
миссии Локкарта и провели первый обыск на его квартире 24 ноября 1918 г.
Патриарх Тихон был заключен под домашний арест. Основной пункт предъявленных
Патриарху обвинений сводился к якобы имевшим место призывам Первосвятителя к
свержению советской власти. В ответном письме в Совнарком Патриарх заявил, что
он никаких воззваний "о свержении советской власти" не подписывал и никаких
действий для этого не предпринимал и предпринимать не собирается. "Что многим
мероприятиям народных правителей я не сочувствую и не могу сочувствовать, как
служитель Христовых начал, этого я не скрываю и о сем открыто писал в обращении
к Народным Комиссарам перед празднованием годовщины Октябрьской революции, но
тогда же и столь же откровенно я заявил, что не наше дело судить о земной
власти, Богом допущенной, а тем более предпринимать действия, направленные к ее
низвержению. Наш долг лишь указать на отступления людские от великих Христовых
заветов, любви, свободы и братства, изобличать действия, основанные на насилии и
ненависти, и звать всех ко Христу". Совет объединенных приходов Москвы, понимая,
что жизни Патриарха грозит опасность, организовал из добровольцев безоружную
охрану у покоев Святейшего на Троицком подворье.
14 августа 1919 г. Наркомат издал постановление об организации вскрытия мощей, а
25 августа 1920 г. - о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Было вскрыто
65 рак с мощами российских святых, в том числе и самых почитаемых, таких как
преп. Сергий Радонежский и преп. Серафим Саровский. Патриарх Тихон не мог
оставить без ответа это глумление и написал воззвание, требуя прекратить
кощунства.
Вскрытие мощей сопровождалось закрытием монастырей. В 1919 г. власти посягнули
на национальную святыню - Троице-Сергиеву Лавру и святые мощи преп. Сергия
Радонежского, вызвав этим бурю возмущений. Несмотря на то, что вскрытие мощей
было чрезвычайно оскорбительно для Церкви и означало прямое гонение на веру,
народ не ушел из Церкви.
13 сентября и 10 октября 1920 г. св. Патриарх Тихон был подвергнут допросам. 24
декабря 1919 г. последовало решение ВЧК снова подвергнуть Патриарха домашнему
аресту, главная цель которого заключалась в его изоляции. В этот период
святитель Тихон постоянно служил в домовом Сергиевском храме Троицкого подворья.
Из-под домашнего ареста он был освобожден не ранее сентября 1921 г., хотя
постепенно режим ареста был ослаблен и Святителю разрешали выезжать
на служение. Последующие события были еще более зловещими.
1
2
ДАЛЬШЕ
3
4
|