Оглавление |
Патриарх Сергий, преемник Святейшего Тихона, продолжал его
дело: в государстве, где прямой своей задачей власть ставила
уничтожение христианства, истребление самого имени Божия из
памяти и души народной, -- сохранить и укрепить Русскую
Церковь, сохранить русский народ от полного безверия.По
советской конституции “свобода культов” утверждалась законом,
поэтому советская власть в своих преследованиях Церкви
прикрывалась в основном политическими обвинениями. Ее
обвиняли в поддержке и даже возглавлении контрреволюции.
Митрополит Сергий, после смерти Патриарха Тихона управлявший
Церковью, сделал заявление о полнейшей своей лояльности от
лица Православной Церкви перед властью Советов, поставив
вопрос так, что всякое гонение против Церкви теперь
расценивалось бы как открытое гонение на веру.
Патриарх Сергий (мирское имя – Иван Николаевич Страгородский)
родился в Арзамасе, в семье священника.
В 1886 году Иван окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил
в Петербургскую духовную академию.
В 1890 году принял монашеский постриг с именем Сергия.
В 1890 году по окончании духовной академии получил назначение в
Японскую духовную миссию.
Весной 1893 года Сергий вернулся на родину. Он был назначен
инспектором Московской духовной академии, а в следующем году --
настоятелем русской посольской церкви в Афинах, уже в сане
архимандрита.
В 1901 году указом Синода архимандрит Сергий был назначен ректором
академии. Тогда же последовало возведение его во епископа
Ямбургского.
Деятельность епископа Сергия в течение шести лет пребывания его в
академии была не только административной, но и научно-академической.
Он преподавал историю и разбор западных исповеданий, писал научные
статьи. И многое делал для улучшения учебной работы в академии.
В 1905 году императорским рескриптом был утвержден доклад Священного
Синода, по которому Сергий становится архиепископом Финляндским и
Выборгским.
28 ноября 1917 года Преосвященный Сергий был возведен в сан
митрополита, а вскоре избран постоянным членом Священного Синода. В
1918-1921 годах он был ближайшим сотрудником Патриарха Тихона.
В начале 1922 года Владыка Сергий, бывший тогда митрополитом
Владимирским и Шуйским, был выслан в Нижний Новгород. Но и оттуда он
продолжал, по возможности, управлять делами своей епархии.
9.05.1922 г. Патриарх Тихон был подвергнут домашнему аресту. В такой
обстановке была осуществлена раскольническая авантюра,
спланированная в ГПУ. Группа петроградских обновленческих
священников, сговорившись с некоторыми епископами, заявила об
образовании Высшего церковного управления, которое вскоре въехало в
покои Патриарха на Троицком подворье. Уполномоченные ВЦУ добились
удаления из епархий большинства архиереев, верных Патриарху. В
обстановке террора половина епископов признала обновленческое ВЦУ
единственной канонической властью, среди них был митрополит Сергий и
другие правящие архиереи. Однако в августе 1922 г. он выступил с
решительным протестом против съезда живоцерковников, но тем не менее
до 1923 г. не порывал с ВЦУ. Только после освобождения Патриарха
Тихона из-под ареста митрополит Сергий покаялся и вернулся в лоно
Церкви.
После кончины Патриарха Патриаршим Местоблюстителем, во исполнение
воли почившего, был признан митрополит Петр (Полянский). 9 декабря
1925 г. митрополит Петр и около 20 архиереев были арестованы, в
исполнение его обязанностей вступил митрополит Сергий. У митрополита
Сергия возникла надежда на возможность достижения приемлемого
компромисса с властями. Характер этого компромисса обнаружился в его
последующих действиях. 18 мая 1926 г. митрополит Сергий созвал
совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший
Священный Синод. Он был официально утвержден Наркоматом внутренних
дел.
29.07.1927 г. вышла знаменитая «Декларация 1927 г.» митрополита
Сергия, заявлявшая о полной лояльности Церкви по отношению к власти.
Группа архиереев во главе с митр. Иосифом (Петровых) заявила об
отделении от митрополита. Митрополит Сергий умолял иерархов не
становиться на путь раскола; в результате переписки было достигнуто
примирение. Но некоторые из архиереев не возглашали за богослужением
имени митрополита Сергия, за что их стали называть «непоминающими».
Недовольство компромиссным курсом Патриархии выплеснулось наружу в
виде протестов и прямых отделений, росла подозрительность к
действиям митрополита и Синода.
Между тем, митрополит Сергий главную цель своей церковной политики
видел в сохранении для многомиллионной российской паствы
православных приходов, храмов, духовенства, он не хотел ставить
русский народ перед жестким выбором между катакомбами и
обновленческой схизмой. Решительное большинство епископов и
церковного народа с пониманием отнеслось к церковной политике
митрополита Сергия.
14/27 апреля 1934 г. Синод и присоединившиеся к нему архиереи
(всего, вместе с Синодом, 21 епископ) присвоили митр. Сергию титул
“Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского”, т.е. возвели
его на Патриаршую кафедру.
9/22 июня 1934 г. Митр. Сергий и Священный Синод исполняют, наконец,
требование, на котором настаивала гражданская власть еще при
Патриархе Тихоне: запрещают в священнослужении карловацких
епископов. Наложенное им и Синодом “запрещение” автоматически делало
недействительными все церковные таинства “раскольников” (кроме
крещения).
14/27 декабря 1936 г. был принят “Акт о переходе прав и обязанностей
Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви
к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту
Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому), в связи с
последовавшей 29.8/11.9 1936 г. кончиною в ссылке Митрополита
Крутицкого Петра (Полянского)”.
1937 год был ознаменован торжеством террора, залившего страну
кровью. Жертвами репрессий стали миллионы людей разных
мировоззрений, принадлежавшие ко всем слоям общества. Особенно
тяжело пострадало в конце 30-х гг. православное духовенство. Почти
весь епископат был уничтожен. Священнослужители, оставшиеся в живых,
в значительном большинстве оказались в лагерях и тюрьмах.
В 1941 г. узнав о нападении фашистской Германии на Советский Союз,
митрополит Сергий написал послание Церкви “К пастырям и пасомым”.
Церковь начала свою благотворительную деятельность: церковные общины
вносили в Фонд обороны денежные суммы, стали собирать средства на
устройство танковой колонны имени Дмитрия Донского. На танки было
собрано, кроме восьми миллионов рублей, множество серебряных и
золотых вещей. Собирались средства на сооружение самолетов, на
содержание раненых, на детей-сирот, на теплые вещи для бойцов.
Первые же месяцы войны заставили И.В. Сталина начать пересмотр своей
антирелигиозной политики, перейти к диалогу о единстве верующих и
атеистов в борьбе против фашистской Германии. Опасность заставила
безбожное государство обратиться за помощью к Церкви Христовой.
Открывались храмы, восстанавливались епископские кафедры, а
следующей вехой на пути, начатом святителем Сергием еще в 1927 году,
был Архиерейский Собор 1943 года. В этот день было восстановлено
Патриаршество. По предложению митрополита Алексия Патриархом был
избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. Интронизация
состоялась 19 сентября в Богоявленском соборе.
Вскоре прощенные властью недавние узники ГУЛАГа – архиереи –
вернулись в свои епархии. В сентябре 1943 года возобновилось издание
Журнала Московской Патриархии.
Святейший Патриарх Сергий почил 13.05.1944. После его кончины
Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего
Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митр. Ленинградский
Алексий (Симанский). |