Оглавление
|
Во имя Богоявления Господня в старой Москве был освящен действующий собор в Елохово.
Богоявлением праздник называется потому, что во время Крещения Господня состоялось явление Святой Троицы в трех ипостасях: Глас Бога Отца, глаголющего с неба: "Се есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте", Бога Сына - Иисуса Христа, вошедшего в Иордан, и Святого Духа в виде голубя.
Установление празднования Крещения Господня и Богоявления было необходимо древней Церкви и для противостояния еретикам, отрицавшим Святую Троицу, и для исповедания Таинства Крещения. В церквях в канун Богоявления крестились многие оглашенные, и для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника.
Примерно с XIII века водоосвящение совершается дважды - второй раз после литургии в самый праздник Крещения Господня. Обычно это водосвятие совершалось торжественно, с крестным ходом, на реке, озере или источнике. Такой обычай впервые появился в Иерусалимской Церкви, где ходили на Иордан совершать водосвятие в память о крещении Спасителя.
Особо торжественно празднование Богоявления и водосвятие совершали в Москве в XVII веке, где на службе присутствовали патриарх и царь. "Иордань" - в память о крещении Господа в Иордане - устраивали в проруби на Москве-реке близ кремлевской стены. Из Кремля к ней направлялся крестный ход, совершался молебен, и после него в проруби окунались в ледяную воду и черпали ее в ковши. Поэтому и Богоявленские храм в древности строили поблизости рек или ручьев - Богоявленский монастырь близ Неглинной, собор в Дорогомилове - на Москве-реке, или Елоховский близ Яузы.
Кафедральный собор Богоявления в Елохове находится на Елоховской площади, старой границы Басманной и Немецкой слобод.
В XIV - XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. "Елох", "елоха", по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще "ольхой" в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный. Эту церковь разобрали задолго до революции. Есть версия, что она стояла немного дальше современного елоховского собора - на месте соседнего храма Никиты Мученика на Старой Басманной, который изначально был освящен во имя Сретения Владимирской Богородицы.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского "басман" -дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712 -1731 г.г. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. И речь не случайно зашла о Петре, который в те годы активно "осваивал" близлежащую Немецкую слободу. Собор строился и для ее жителей - многочисленных православных прихожан. Более того, одна из резиденций самого Петра также находилась в Немецкой слободе.
Так в первопрестольной называлась территория между Басманной слободой и набережной Яузы, отданная для жительства иностранцам, которые работали на государевой, прежде всего военной, службе и занимались ремеслом. Селились в ней отнюдь не только немцы, но и голландцы, шведы, швейцарцы, датчане. Однако москвичи называли немцами всех иностранцев, плохо говоривших по-русски - "немые", "не могущие ответить", - точно так же, как древние греки называли варварами тех , кто не говорил по-гречески: "бар-бар" - "ничего не понятно", "нечленораздельно".
Иноземцы, выходцы главным образом из Западной Европы стали появляться в России еще со времен Василия III и его сына Ивана Грозного, - "немецкие воинские люди", которых, по историческим свидетельствам, великий князь использовал в своей борьбе с крымским ханом. Прежде они селились на Болвановке близ Таганки. Отдельную слободу для них между Яузой и ручьем Кокуем устроили еще при Иване Грозном, когда приток в Россию пленных в период Ливонской войны резко увеличился.
На берегах реки они ставили мельницы и успешно вели мукомольное дело, занимались ремеслом, но промышляли главным образом продажей вина, пива и прочих горячительных напитков - тогда появились первые предшественники знаменитого Разгуляя. Иван Грозный наложил на них опалу, и слобода была разорена опричниками. Только царь Алексей Михайлович в 1652 году приказал восстановить немецкую слободу на прежнем ее месте " подле Яузы реки" - после того, как московские священники били ему челом о полном запрещении иностранцам селиться в центре Москвы, где они ставили свои молитвенные дома. Так появилась Новонемецкая , или просто Немецкая слобода, официально называвшаяся Новоиноземной - "Европа в миниатюре".
Ее центром была Большая проезжая улица, позже названная Немецкой, а в советское время переименованная в Бауманскую (в память о том, что на ней во время демонстрации 18 октября 1905 года погиб Н.Э.Бауман.)
Четко распланированные прямые улицы и переулки, нарядные фасады домов, крытых черепицей с палисадниками, засаженными цветами, с цветочными клумбами - "немецкий город, большой и людный" - писал один современник. Петр ездил сюда и отдыхать и учиться у своих друзей-иностранцев -Лефорта, Гордона, Брюса. Здесь же, в Старокирочном переулке, (дом № 8), названном так по поставленной здесь иностранцами кирхе, жила возлюбленная Петра - Анна Монс, дочь винодела.
В Немецкой слободе скоро появилась резиденция царя. Тогдашняя жизнь немецкой слободы, связанная с Петром, осталась в названиях улиц и многочисленных переулках - Аптекарский (по первой в Москве частной аптеке, открытой по разрешению царя в 1701 году Яковом Грегори), Бригадирский, Старокирочный, Посланников, Лефортовский. Именно в Немецкой слободе Петр повелел построить здание для Правительственного Сената, откуда его затем перевел в Петербург. По царскому заказу, кстати, ювелирами Немецкой слободы были изготовлены первые ордена Андрея Первозванного.
И разумеется, что когда с петровских времен здесь стали оседать русские приближенные и приглашенные царем, ситуация изменилась до противоположности - в иноземной слободе нужен был большой православный храм. Поэтому Петр благоволил построению Богоявленского собора. Тем более, что после петровских реформ грань Немецкой слободы и остальной Москвы постепенно стиралась, и все больше и больше православных русских людей селились в том районе.
С течением времени, с
постепенным исчезновением замкнутой иноземной слободы, их
становилось все больше и больше, и тесная Богоявленская церковь уже
не вмещала всех молящихся. В 1792 - 1793 гг. к ней пристроили
обширную трапезную, куда перенесли и старый Благовещенский придел, а
также освятили новый - во имя св. Николая Чудотворца. Тогда же
начали постройку новой колокольни. В XIX в. церковный приход
продолжал увеличиваться и богатеть, и храм опять перестраивается.
Причт и прихожане обращаются к одному из самых видных московских
архитекторов Евграфу Дмитриевичу Тюрину, и он представляет проект
новой огромной, величественной церкви, которая строится, примыкая к
старой трапезной, в 1835 - 1845 гг.
До сих пор мы можем любоваться ее
прекрасными выразительными формами в перспективе улицы, ее
торжественными входами, оформленными наподобие триумфальных арок, и
особенно монументальным пятиглавием, в котором особенное внимание
обращает главный купол. В нем, по мнению В. В. Згуры, первого
исследователя творчества Тюрина, неоспоримо сказывается влияние
римского собора святого Петра, его купола - творения знаменитого
Микеланджело Буонаротти. В истории московской архитектуры
Богоявленская церковь, по наблюдению того же В. В. Згуры, "последний
памятник великой художественной эпопеи. Ею можно заканчивать историю
московского Empir'a, а вместе с тем и всего русского классического
строительства вообще". Любопытно отметить, что капители сдвоенных
колонн центральной главы так и остались неоконченными (их доделали
только во время последнего ремонта в 1990 г.). В октябре 1846 г.
прихожане обратились с Синод за разрешением "украсить внутренность
новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского
стиля". Отделка затянулась надолго, и окончательно Богоявленская
церковь была освящена только 18 октября 1853 г.
Церковь памятна тем, что в ней,
еще не перестроенной тогда, 8 июня 1799 г. происходил обряд крещения
А. С. Пушкина, будущего великого русского поэта, о чем в то время,
естественно, никто и не подозревал. Младенец был наречен в честь
дяди Александром, а восприемниками его при крещении были бабушка
Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Артемий Иванович
Воронцов - внук знаменитого кабинет-министра Артемия Волынского,
погибшего от козней Бирона при Анне Иоанновне. Граф А. И. Воронцов,
надо думать, часто приезжал в Немецкую слободу и бывал в доме своего
зятя (на Малой Почтовой улице, N 2) графа Дмитрия Петровича
Бутурлина, а семья Пушкиных жила тогда совсем недалеко от
бутурлинского дворца, напротив, через улицу, на углу Госпитального
переулка и Малой Почтовой улицы (N4/ 1-3) и, конечно, бывала у
соседей: ведь, Д. П. Бутурлин был женат на дочери Воронцова Анне
Артемьевне, хорошей знакомой матери маленького Пушкина Надежды
Осиповны. Да тут было не только знакомство, но и родство, правда,
дальнее: мать Анны Артемьевны Прасковья Федоровна Квашнина-Самарина
приходилась двоюродной сестрой Марии Алексеевне Ганнибал.
Славился Богоявленский приход
не только богатством и многолюдием (несмотря на то, что новая
церковь стала одной из самых поместительных в Москве, она во время
больших церковных праздников все равно бывала переполнена), но и
благотворительностью: при церкви действовало Елоховское
Богоявленское братство, обязанное своим возникновением прихожанам -
купеческому семейству Щаповых, имевшему особняк на Немецкой улице.
Как писал один из бытописателей Москвы в конце прошлого века: "Богоявленское
попечительство, если не ошибаемся, занимает в ряду московских
приходских попечительств едва ли не первое место, как по размерам
своих средств, так и по удачной организации своих действий, а,
следовательно, и по сумме пользы, приносимой им своему приходу".
В наше время церковь стала
кафедральным патриаршим собором. В нем происходили напрестолования (интронизации)
патриархов Сергия (в 1943 г.), Алексия 1 (в 1945 г.), Пимена (в 1971
г.) и Алексия II (в 1990 г.). В Богоявленском храме хранится святыня
православного христианства: мощи святого Алексия, митрополита
Московского, знаменитого духовного и государственного деятеля. Ранее
они покоились в Кремле, в Чудовом монастыре. После разрушения
монастыря в 1928 г. мощи были помещены в Архангельском соборе, а в
связи с празднованием 800-летия Москвы были перенесены сюда, в
церковь Богоявления в Елохове. В иконостасе, слева от царских врат -
икона Казанской Божией Матери, одна из замечательных реликвий
русской истории, связанная с борьбой с польско-литовскими
интервентами в 1612 г., а также несколько других чтимых икон -
Божьей Матери "Взыскание погибших", Тихвинской Божьей Матери,
святителя Николая Мирликийского.
В
феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на "наказы избирателей", постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны "воинствующих атеистов" в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время Всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор стал патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Романюк С.К. По
землям московских сел и слобод .
Елена Лебедева.
НАЗАД
|